Жизнь непредсказуема, и часто возникают моменты, в которых мы теряемся, не знаем, как поступить. Так, когда становимся родителями, хотим, чтобы младенец поскорее вырос и стал самостоятельным, а когда он вырастает, обдумываем, как же ему помочь справиться с собой, с его страхами или гневом.

Фото автора: c официальной страницы вконтакте Ольги Гуровой
Современному человеку повезло, потому что существуют интернет и множество литературы по воспитанию и корректировке поведения ребёнка. Но, если честно, нужно потратить много времени, чтобы найти то, что поможет ребёнку. А ещё от недостатка специализированных знаний иногда мы не придаём значения особенностям поведения ребёнка и думаем, что когда вырастет, то всё у него пройдёт. Время же корректировки упускается, и возникают осложнения в поведении, а иногда и личности ребёнка.
Как родителям понять, когда стоит обратиться к психологу за помощью?
К психологу обращаются за тем, чтобы он помог справиться с переживанием трудной жизненной ситуации, с трудностями в воспитании ребёнка, стабилизации его состояния, при этом, если трудности и неблагоприятное состояние имеют длительный период, то психолог часто работает вместе с психиатром. Потому что затянувшиеся нарушения часто имеют патологический характер.
Итак, для того, чтобы обратиться к психологу, вам необходимо понаблюдать за тем, есть ли в вашей семье или у ребёнка данные признаки:
• напряжённая атмосфера в семье, частые ссоры, скандалы, непонимание своего ребёнка: напряженная атмосфера в семье сказывается на всех её членах, и каждый с этим справляется самостоятельно, в зависимости от жизненного опыта, особенностей личности, возраста. Даже если кажется, что внешне ребёнок спокоен, а дома происходят скандалы, то внутри него идут «разрушения», потому что у детей ещё не выстроены крепкие психологические защиты, как у взрослых;
• конфликтность ребёнка по отношению к другим (семейные конфликты, конфликты со сверстниками): конфликтность может быть чертой характера или подражанием поведению значимого взрослого, а может быть реакцией на неверное воспитание. Например, в семье мнение ребёнка не важно, тогда он может спорить со сверстниками, неосознанно перенося недовольство семьёй на другую сферу общения;
• агрессивность ребёнка по отношению к окружающим: у каждого из нас разный «природный» уровень агрессии, но неверным стилем воспитания родители могут повысить агрессивность;
• негативные изменения в поведении ребёнка (склонность к уходу из дома, хулиганство, воровство, обман и т. д.): все признаки избегания должны насторожить, ведь такое поведение говорит о недоверии, о том, что он чего-то или кого-то боится в семье. При этом бывает, что для вас это будет не значимым, но чтобы это выяснить, нужен специалист, ведь при нарушении доверия не ждите откровений;
• резкое снижение успеваемости ребёнка в школе: тут причины могут быть разнообразными, например, родился новый член семьи и недостаёт внимания, или в школе происходят конфликты с учителями или одноклассниками, мотивация к учёбе сразу падает;
• неверие ребёнка в своё будущее, негативная оценка настоящего и будущего: возможно произошло что-то серьёзное, что говорит ему, что «всё плохо», а возможно это симптом депрессивного синдрома. К сожалению, расстройство имеет тенденцию в наше время «молодеть»;
• увлечение ребёнка опасными или деструктивными видами активности, поиск негативной информации в интернете (например, сайты, призывающие к самоубийству, сообщества людей с анорексией и пр.): в школьном возрасте ориентир идёт на сверстников, и часто проблемы у ребёнка появляются по инициативе других людей, которые могут «заразить» какой-то темой, а ребёнок просто хочет почувствовать себя своим;
• наличие у ребёнка зависимостей: компьютерная, пищевая и пр.;
• резкая негативная смена увлечений, окружения;
• частая и устойчивая смена настроения, переживания: для подросткового возраста характерна смена настроения, меняется организм, «скачут» гормоны, но нужно обратить внимание на характер смены настроения, возможно он будет показателем того, что ребёнок не справляется с собой и ему нужна помощь;
• постоянно подавленное настроение, апатия: часто дети не знают, как это выразить, и выражается это тем, что им лень что-то делать. Но лени не существует, нужно разбираться в причине «не делания»: может нет мотивации, может нет сил, что тоже может быть признаком психического расстройства;
• изменение самооценки: часто в отрицательную сторону — неуверенность, закрытость от других, сокращение контактов, общения, высказывания о себе, как никчёмном, бессильном.
Когда речь идёт о психологической работе с детьми, то работа идёт не только с ребёнком, но и с семьёй, потому что среда во многом формирует образ поведения ребёнка. Семья является опорой для формирования личности ребёнка, и чем младше он, тем большее значение имеет для него семья.
Не стоит ждать осложнений ситуации, обращайтесь за помощью.