Отдавать ребёнка сейчас или через год? Как понять, достаточно ли развиты важные навыки для успешной учёбы? Проверим.
Школа — один из важных этапов в жизни любого человека, ведь сформированные в процессе обучения навыки будут помогать правильно преподносить себя и коммуницировать с другими людьми во взрослой жизни. Но надо понимать, что определённый фундамент уже должен быть заложен, дабы основная конструкция не рухнула.
Всегда важен навык!
Безусловно, главные навыки должны быть заложены ещё дома, ведь семья — главный социальный институт в жизни любого человека. Что было заложено там, будет сопровождать человека в дальнейшем. Но многие родители тревожно пытаются понять, чему стоит в первую очередь обучать ребёнка.
Аккуратность и чистоплотность. Малышу необходимо объяснить важность чистоты на рабочем месте и порядка в пространстве вокруг него. Дети хорошо учатся на примерах, а самым важным примером в их жизни являетесь вы. Предлагайте ребёнку помогать вам в бытовых обязанностях и поощряйте его тягу делать что-то по дому самостоятельно.
Ответственность. Вещи ребёнка — это только его вещи. Стоит научить малыша следить за тем, чтобы всё находилось на своих местах, а не лежало в хаотичном порядке, будь то школьный пенал и портфель или его комната. Опять же, ваш пример будет прекрасной мотивацией к выработке такого же поведения у вашего ребёнка.
Не стоит забывать и про безопасность. Научите ребёнка быть внимательным и осторожным. Этот пункт может ввести любого родителя в ступор, а в голове возникнет вопрос: «Как объяснить это ребёнку?»
1. Дайте понять, что нормальный взрослый человек не станет просить ребёнка о помощи или расспрашивать о чём-то без присутствия родителя рядом.
2. Постарайтесь обыграть сценарии различных ситуаций.
3. Расскажите ребёнку, что если он потерялся или чувствует опасную ситуацию, то ему стоит обратиться к полицейскому или охране. Если таких не оказывается рядом, то стоит обратится к другой маме с ребёнком, зайти в магазин или кафе, обратиться к кассирам, продавцам или официантам.
4. Придумайте кодовые слова для опасных моментов. Если незнакомый человек предлагает малышу проводить его к маме или папе, но не в состоянии назвать код, ребёнку стоит сразу бежать и звать на помощь.
5. Научите ребёнка в опасной ситуации привлекать к себе внимание: кричать, что-то ронять, бить, топать и издавать другие звуки, непохожие на обычные капризы. Объясните, что слова «отстань» и «отпусти» будут не так действенны, как отрицание знакомства с этим человеком.
6. Пусть ребёнок возьмёт за правило всегда сообщать вам о своём местоположении, передвижении и планах.
Навыки самообслуживания. Понятное дело, что каждый ребёнок должен уметь ухаживать за собой: самостоятельно переодеваться, пользоваться средствами личной гигиены. Но также важно объяснить ребёнку, что просить о помощи, в случае неудач, не страшно, а наоборот — это нужно делать. Объясните ему, что преподаватели всегда готовы ему помочь в решении любой его проблемы.
Навык коммуникации. Чем лучше ребёнок умеет словесно взаимодействовать с миром вокруг, тем легче ему будет налаживать отношения в новых обстановках. Ему необходимо уметь правильно и понятно формулировать свои мысли. Проявляйте заинтересованность в разговоре с ребёнком, чаще интересуйтесь им и давайте ему возможность больше с вами коммуницировать.
Стоит помнить, что детская психика более шаткая, чем у взрослого человека: что у родителей может не вызвать эмоций, с большей вероятностью вызовет эмоции у детей.
В первую очередь важно научить маленького человека отстаивать свои личные границы с людьми, которые его окружают, и уважать чужие. В этом навыке заключается сохранение физического и морального здоровья ребёнка. Дайте ему понять, что личные границы у каждого свои. Объясните, что это такое, на примерах — так ему будет проще вас понять. Объясните, что личные границы работают в обе стороны, например:
«Если тебе не нравится, что кто-то берёт твои вещи, не спросив у тебя, — скажи ему об этом. Но и ты не должен, не спросив, брать чужое».
Также необходимо научить ребёнка говорить «нет», не испытывая при этом стыда.
Правильно вести себя в конфликтной ситуации. Любой конфликт может быть решён словесно или с помощью взрослого человека. Постарайтесь объяснить, что физическая сила навряд ли поможет в споре, а также может привести к определённым последствиям. Развивайте словарный запас ребёнка, чтобы он мог ёмко выражать свои чувства и эмоции словами, а также учите его проживать эти эмоции без вреда для себя и окружающих.
Выше упоминался ещё один не менее важный навык: умение просить о помощи. Ребёнку должно быть не стыдно подойти к взрослому при возникновении какой-то конфузной или спорной ситуации. Стоит сформировать у ребёнка понимание, что взрослые люди в школе являются для него гарантами безопасности и комфорта.
И, с одной стороны, самое главное, но, с другой стороны, самое банальное: нормы поведения. Ребёнку необходимо знать слова «пожалуйста» и «спасибо». Он должен понимать, что можно позволить себе в разговоре с одноклассниками, а чего нельзя при общении с учителями. Стоит привить ему навык концентрации и объяснить, что в школе не получится играть и веселиться, когда он этого захочет.
Как сохранить свои нервные клетки в такой период?
Родителям также важно самим подготовится к новому этапу жизни их детей, ведь их эмоциональное состояние скажется на эмоциональном состоянии ребёнка. На эту тему высказался психолог Ирина Ним:
«Часто родители, вспоминая свой отрицательный опыт школьной жизни, начинают слишком опекать ребёнка преждевременно. Следует отсоединить свой опыт и не мешать ребёнку получать собственный. У него не обязательно он будет такой же травматичный, как и у вас. Важно, чтобы вы были защитой для своего ребёнка и он про это знал. Родителям важно понимать, что для них в приоритете: хорошие отметки, дабы чувствовать себя хорошим родителем, или ребёнок со здоровой психикой, для которого главным являются не оценки, а знания».
Новый этап в жизни малыша — всегда сложно. Причем сложно и для ребёнка, и для родителя. Но стоит помнить, что ваше чадо постепенно взрослеет и учится преодолевать всё новые и новые трудности. Для более успешного их прохождения вам надо просто быть рядом с малышом в сложные для него моменты, быть для него поддержкой и опорой. И тогда любой новый опыт для вашего ребёнка будет лёгким, а вам не придётся сходить с ума.