Акушерство промокод

Почему ребёнок не слушается и как при этом не опускать руки

автор Виктория Савельева
Опубликовано: Последнее обновление

Дети не слушаются по множеству причин. И родителям важно помнить, что это не всегда делается «назло». Рассказываем, с чем может быть связано непослушание и что с этим делать.

Почему ребёнок не слушается и как при этом не опускать руки
Эксперт: Екатерина Журавлева, психолог, преподаватель Международного института психологии и психотерапии (МИПИП), профайлер.

Начнём с важных периодов формирования личности человека. Понятия сепарации и эмансипации тесно связаны с развитием личности и обретением самостоятельности. В возрасте 3, 12 и 16 лет происходят психофизиологические изменения. Эти изменения могут проживаться по-разному. Иногда эти периоды проходят незаметно, а иногда тяжёло всем: и ребёнку, и родителям.

Возрастные кризисы

Возраст 3 года
В этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность, отличную от родителей. Он постепенно понимает, что настроение и эмоции родителей не всегда связаны с ним, так же, как и его собственное настроение не всегда связано с родителями.
Семья живёт в большой квартире. В какой-то момент мама слышит плач дочери. Мама начинает искать дочь и находит её в спальне, стоящей перед большим зеркалом и плачущей, глядя в зеркало. Мама в волнении спрашивает: «Что случилось?!», на что получает ответ ребёнка: «Уйди! Я не тебе плачу! Я себе плачу!». 

Возникает «навык» быть отдельной личностью, способность не смешивать собственные эмоции, мысли и чувства, налаживается связь с окружающими.
Происходит столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества. Родители при этом должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Он стремится к самостоятельности в простых действиях (одевание, еда, игра), и родители могут часто услышать: «Я сам!». В этот момент очень важно поддержать самостоятельность ребёнка.

Мальчик по имени Тимур был полон энтузиазма и желания «сделать всё сам». Он мечтал о том, чтобы стать настоящим мужчиной и выполнить все дела самому, не прислушиваясь к советам родителей. Однажды Тимур решил сделать себе обед. Он пришёл на кухню, где его мама готовила, и объявил: «Я сам! Я готовлю обед!». Мама улыбнулась и сказала: «Хорошо, но давай я помогу тебе», но Тимур отказался и решил делать всё сам.

Тимур взялся за приготовление обеда, но вскоре понял, что это не так легко. Он путался, разбивал посуду и создавал хаос в кухне. Мама хотела помочь, но Тимур не позволил. Он хотел сделать это сам и не хотел, чтобы кто-то ему помогал. Вскоре Тимур расстроился и бросил готовить обед. Он чувствовал себя несчастным и никчёмным, даже заплакал. Он понял, что не может всё сделать сам и ему нужна помощь.
…..конец этой истории может быть разным…..
Вариант № 1. Тимур очень расстроился и несколько дней переживал, а потом услышал, как мама кому-то по телефону рассказывает эту историю и смеётся. Это ещё больше расстроило Тимура. Тогда мальчик стал избегать делать то, в чём был не уверен, и очень болезненно реагировал на критику, советы и предложения помочь. Но глубоко внутри ему хотелось научиться вместе с кем-то, чтобы не выглядеть глупым или неумелым. 
Вариант № 2. Вдруг Тимур услышал от мамы: «Сынок, помоги мне, а то я не справляюсь». Он и удивился, и обрадовался. Когда вместе с мамой Тимур приготовил обед, то понял, что его родители не мешают, а помогают ему. Они хотят, чтобы он был счастлив и уверен в себе. Он начал больше доверять им и чувствовал себя более уверенно, когда они помогали ему.
В возрасте 3 лет закладывается воля. Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие.

Воля человека это основа личности. Она помогает сохранить здоровые границы. И именно на этом этапе взросления ребёнок первый раз учится их определять.

Маленькая Алиса была полна жизни и энергии. Однажды Алиса захотела поиграть с игрушками, но её мама сказала: «Алиса, сейчас мы будем обедать». Алиса не хотела есть, а хотела играть, и сказала: «Нет!». Мама была удивлена, попыталась взять дочь за руку и отвести обедать. Но Алиса вырвала руку и закричала: «Нет! Я не хочу есть!» и начала плакать.

Родители Алисы никогда не слышали, чтобы их дочь говорила «нет». Они пытались уговорить её, но Алиса не хотела слушать. Она продолжала повторять «нет», плакать, начала топать ногами. Мама начала переживать, что Алиса совсем перестанет слушать её, и попыталась стать более строгой и требовательной к дочери. А отец начал понимать, что это нормальный процесс развития, и что Алиса просто учится устанавливать свои границы. Он сначала поговорил с женой, а потом родители стали рассказывать дочери истории, читать книжки и смотреть мультфильмы про то, как без слёз и скандалов можно говорить «нет».

Алиса начала отвечать на вопросы и слушать советы своих родителей. Алиса поняла, что её слова имеют значение, что родители прислушиваются к её желаниям и что всё можно обсудить и объяснить. А родители Алисы научились понимать и принимать её поведение.

Агрессивность — ещё одна грань эмоций, которую ребёнок открывает для себя в этом возрасте и может проявлять в попытках «защитить» свою автономию. Родителям стоит не паниковать, лучше рассказывать ребёнку, что есть разные способы выражения несогласия.

Даше исполнилось 3,5 года, и её родители начали чувствовать, что она становится более агрессивной. Она начала кричать, толкать и бить, когда ей не нравилось что-то. Родители были в шоке и не знали, что делать. Однажды Даша не захотела ехать к бабушке, и её мама сказала: «Даша, бабушка же ждёт тебя! Она давно тебя не видела и соскучилась!». Даша крикнула: «Я не хочу!», и толкнула мать. Мама была шокирована и почувствовала страх, что её любимая девочка может превратиться в неуправляемого хулигана. 

Родители начали рассказывать Даше, что есть разные способы выражения несогласия. Они показали ей, как можно выражать свои чувства словами, а не физически. Они начали объяснять, что каждый имеет право на свои границы и что агрессия не является эффективным способом общения. Даша начала менять своё поведение и научилась выражать свои чувства словами.
Суть этого возрастного этапа — сепарация (отделение) и автономия. Для этого нужны границы, защищающие от того, чего я не хочу, и определённые навыки, чтобы добиться того, чего хочу.
Не пройдя эту стадию, человек не способен на партнёрские отношения.

Читайте также:  5 историй о потрясающих воспитателях детского сада
Почему ребёнок не слушается и как при этом не опускать руки

Задача родителей на этом этапе: создать безопасную и поддерживающую среду, в которой ребёнок сможет свободно исследовать мир, пробовать новое, выражать свои желания. Поощрять самостоятельность в рамках его возможностей, терпеливо учить новым навыкам.

Ошибки родителей на этом этапе: чрезмерная опека, подавление инициативы, недостаток внимания к потребностям ребёнка.

Возраст 12 лет
Время, когда ребёнок «рвёт пуповину», отдаляется от родителей, больше ориентируется на сверстников. У него формируются собственные ценности, интересы, стиль. Ребёнок всё больше социализируется и учится общаться, отстаивать свои интересы и принципы.

Этот период связан с самоутверждением ребёнка в процессе социализации, в ходе групповой коммуникации.
Родители Романа, когда ему исполнилось 12 лет, решили сделать ремонт в его комнате. Сначала Роман был в восторге, но когда он сказал родителям, какой ремонт и мебель он хочет, узнал, что они решили переделать комнату и купить мебель по своему усмотрению. Роман сильно обиделся и стал всячески выражать своё несогласие, ведь это был подарок на его день рождения! Он решил, что родители не хотят слушать его и учитывать его мнение. Роман подумал, что родители до сих пор считают его маленьким мальчиком, и его мнения и желания ничего не значат для них, что родители не уважают его и не дают права на свой выбор.

Роман начал выражать своё недовольство криком. Он сказал, что тогда вообще не хочет, чтобы его комнату меняли, и лучше он вообще останется без подарка, чем жить в том, что ему не нравится, что ему будет стыдно приглашать своих друзей в такую комнату. Родители Романа растерялись и не знали, что делать. Они не ожидали, что подарок на день рождения превратится в конфликт. И им не понравилось, в каком тоне сын ответил им. Они решили наказать Романа, и отец запретил ему идти с друзьями в поход.

На следующий день Роман был всё ещё сильно расстроен и обижен на родителей так, что решил не идти в школу. Позже выяснилось, что там была контрольная работа, но из-за обиды для Романа стали не важны ни контрольная, ни учёба. А когда учитель начал его отчитывать за прогул, Роман почувствовал, что и тот не уважает его и его право на личный выбор. Тогда Роман стал ругаться с учителем.

После очередного конфликта Роман ещё больше погрузился в себя и начал чувствовать, будто не имеет права на свою жизнь — все диктуют ему, что и как делать. И тогда он сбежал в поход с друзьями. Наконец-то оказался не один, друзья поддержали его, посочувствовали и убедили поговорить с родителями.

Когда Роман вернулся из похода, родители были на грани инфаркта, так как пропал их любимый сын, и они не знали, где он. Между ними состоялся серьёзный разговор, где они поделились своими переживаниями. В конечном итоге они смогли договориться, Роман вернулся в школу и извинился перед учителем.

Важно также понимать, что ребёнок продолжает расти, и в возрасте 11–14 лет в организме начинается гормональная перестройка. Это может отражаться на нервной системе, повлечь лабильность психики и частую смену настроения подростка.

В этот период формируются такие качества, как:
инициативность, если проявляемая ребёнком инициатива поощряется (позитивный вариант), или чувство вины (негативный вариант); открытость к социальному взаимодействию (в аспекте социализации — это завершающий этап).

Задача родителей на этом этапе: признать растущую самостоятельность подростка, уважать его личное пространство и право на собственное мнение. Установить чёткие границы и правила, но при этом быть открытыми к диалогу и обсуждению. Поддерживать его интересы, помогать в решении проблем.

Ошибки родителей на этом этапе: конфликты из-за контроля, недостаток доверия, нежелание родителей признавать взросление подростка.

Читайте также:  Как реагировать на детский мат
Почему ребёнок не слушается и как при этом не опускать руки

Возраст 16 лет
На этом этапе происходит дальнейшее отдаление от родителей. Подросток строит планы на будущее, формирует свою идентичность. Перед ним стоят задачи: выбор профессии, поступление в университет, самостоятельные путешествия, ответственность за свои действия.

Юность — это возраст окончательного установления доминирующего позитивного Эго, формирование целостной личности. Именно тогда будущее становится частью сознательного плана жизни.

В этот период происходят серьёзные изменения, поскольку подросток достигает половой зрелости. Происходит «гормональный взрыв». Перед подростком стоит сложная задача общения с людьми противоположного пола и открытия чувственного пробуждения. «Гормональный взрыв» делает этот период ярким этапом чувственных переживаний. На этой стадии подросток узнаёт, какого типа партнёр ему больше нравится. Перед ним встаёт сложная задача построения отношений и сближения.

16-летняя девочка по имени София начала чувствовать себя взрослой, хозяйкой своей жизни. София поняла, что хочет изменить свою жизнь, стать более независимой от родителей и жить отдельно. Конечно, она мечтала о любви, о близких и надёжных отношениях с тем, кто её понимает.

Родители очень переживали за свою дочь и боялись отпускать из-под контроля. В дополнение им не понравилась выбранная Софией профессия — эксперт-криминалист (специалист по сбору и исследованию улик с места преступления). Из-за этого в семье начались конфликты и ругань. В конечном итоге София разругалась с родителями и со скандалом ушла из дома.
Даже очень самостоятельной девушке в 16 лет не просто найти себе работу, где зарплата сможет покрывать прожиточный минимум. Это привело к тому, что девушка сошлась с мужчиной намного старше себя и переехала к нему жить, решив таким образом проблему с жильём. Так она попала в зависимые отношения и несколько лет жила с абьюзером.

Задача родителей на этом этапе: относиться к подростку как к взрослому, предоставлять больше свободы и ответственности. Помогать в планировании будущего, обсуждать важные решения, делиться своим опытом. Быть опорой и поддержкой, но не вмешиваться без необходимости.

Ошибки родителей на этом этапе: гиперопека, неуважение к личным границам, неумение отпустить и признать самостоятельность.

Другие причины непослушания:
Возрастные особенности: маленькие дети ещё не умеют контролировать свои эмоции и импульсы, а также у них ограничен словарный запас, чтобы выразить свои желания.
Недопонимание: возможно, ребёнок не понимает, что от него хотят, или инструкция была дана слишком сложно.

Желание привлечь внимание (особенно если ребёнок чувствует себя обделённым).
Усталость, голод, стресс. Конечно, физиологические факторы влияют на поведение ребёнка так же, как и на взрослых. Уставший, голодный или встревоженный ребёнок более склонен к капризам и непослушанию.

Потребность отстаивать свою независимость и автономию (особенно в подростковом возрасте).
Проблемы в семье: напряжённая атмосфера и конфликты между родителями могут сказываться на поведении ребёнка.

Читайте также:  Прикорм педиатрический или педагогический?

Как не опускать руки

Воспитывать детей — сложная задача, требующая терпения и настойчивости. Сепарация и эмансипация — это естественные процессы, необходимые для развития личности. При этом скорость и интенсивность этих процессов индивидуальны.
Задача родителей — поддерживать ребёнка в любой ситуации, давать ему достаточно свободы для развития, но при этом обеспечивать безопасность и устанавливать разумные границы.

Почему ребёнок не слушается и как при этом не опускать руки

Рекомендации:
1. Даже когда ребёнок ведёт себя плохо, важно показывать ему свою любовь и поддержку.
2. Постарайтесь понять, почему ребёнок не слушается. Это поможет найти правильный подход.
3. Будьте последовательны. Установите чёткие правила и границы, и сами придерживайтесь их.
4. Хвалите и поощряйте ребёнка за хорошее поведение.
5. Говорите с ребёнком. Обсуждайте его чувства и причины того или иного поведения.
6. Уделяйте ребёнку время и внимание, играйте, общайтесь.
7. Будьте для своего ребёнка примером. Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Покажите ребёнку пример уважительного и ответственного поведения.
8. Не бойтесь просить о помощи. Если вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за помощью к психологу или другим специалистам.

И помните, что каждый ребёнок уникален. То, что работает с одним, может не сработать с другим. Будьте гибкими, терпеливыми и продолжайте искать подход, который работает для вашей семьи.

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее

Adblock
detector