Какие профессии будущего ждут ваших детей? Разбираемся, как нейросети уже сейчас помогают развивать навыки, необходимые для успешной карьеры. Советы от экспертов, как объяснить работу искусственного интеллекта ребёнку легко и доступно.
Споры вокруг нейросетей не угасают уже третий год. С появлением ChatGPT в мире и после громкой истории вокруг студента РГГУ, написавшего диплом с помощью нейросети, мнение людей о нейросетях разделилось. Одни говорят, что ИИ не даёт возможности мыслить самостоятельно; другие хотят видеть своего ребёнка промпт-инженером, зерокодером, словом, специалистом профессии будущего.
Но как правильно начать говорить о нейросетях, когда в интернете одно мнение противоречит другому? И как создать безопасную среду, где технологии развивают, а не убивают мышление?
Почему до сих пор родители бояться нейросетей?
Разговоров о нейросетях и искусственном интеллекте стало очень много. Но за такой полемикой обычно стоит другая проблема — неготовность самих родителей глубже смотреть в будущее. Страшно обучаться чему-то новому, не хочется показаться некомпетентным или даже ощутить себя глупым в глазах детей. Такие фобии и необоснованные страхи побуждают родителей ограждать детей от всех технических новинок. Это ошибочно: дети теряют возможность учиться технологиям, знаниям и навыкам, которые уже востребованы в стране и мире.
Пока медийные психологи обсуждают проблему соцсетей и называют мир контента «галактикой Цукерберга», мы живём и взаимодействуем во вселенной Сэма Алтмана, основателя OpenAI, открывшего в 2022 году сервис ChatGPT. Теперь не надо часами копаться в поиске Яндекса или Google, чтобы найти исследование — нейросеть подгружает ссылки на первоисточники за секунды; не нужно ломать голову над структурой реферата или плана — нейросеть поможет составить и его. Поэтому можно сказать, что команда Алтмана стала проводником в новую эпоху нейропрогресса, который уже не остановить. Отечественные YandexGPT и GigaChat тоже вступили в гонку и сейчас идут буквально по пятам.
Если я скажу, что нейросети переживают следующую волну изменений, большинство из вас удивятся. Уже то, что вы могли слышать или читать о нейросетях в начале года, устаревает к концу этого. Например, ещё в январе никто не предполагал, что Open AI, разработчик знаменитой ChatGPT, выпустит нейросеть, способную детально распознавать содержание изображений, создавать картинки по голосовому запросу, переводить и транскрибировать текст, разбирать эмоции говорящего и даже сопоставлять их с предыдущей голосовой записью.
Но уже в мае 2024 года на рынок вышла версия ChatGPT — 4o, которая всё это делает за секунды. Если ещё года полтора назад визуальные нейросети рисовали по 20 пальцев на руке женщины, как в знаменитом стихе Маршака, то сегодня изображения становятся более антропоморфные и приближенные к реальности. Например, как вам кажется, кто из этих девушек нарисован нейросетью, а где настоящее фото?
Правильный ответ – оба изображения сгенерированы.
Когда начинать говорить о нейросетях?
Знакомство с нейросетями может происходить в тот момент, когда ребёнок начинает задавать кучу базовых вопросов про компьютер, цифровых персонажей или просить «Алису» разъяснить непонятные технические термины.
Обычно этот период начинается в 6–7 лет, когда у ребёнка формируется понятийное и логическое мышление, есть базовые знания о мире без перегрузки технологиями. В этот же период дети любят активно общаться со сверстниками, которые что-то где-то услышали о нейросетях, но доступно объяснить не могут. Возникает желание узнать, что же это такое.
Вот тут важно не забывать, что офтальмологи рекомендуют в 6–7 лет проводить не более 1 часа за компьютером. Но учитывая скорость обработки нейросетями любого запроса, даже самого бессвязного и детского, ребёнку будет достаточно 20–30 минут, чтобы сгенерировать несколько картинок или попросить придумать пожелание бабушке на День рождения.
Например, 9-летняя дочка моей коллеги любит сочинять сказки в нейросети Perplexity.AI, а потом генерировать к ним иллюстрации в Kandinsky. Она уже создала цикл рассказов о принцессе в космосе благодаря тому, что научилась возвращаться к старым запросам и следующим шагом просить придумать новую сюжетную линию главных героев. Так ребёнок учится одновременно бегло печатать, придумывать запросы, фантазировать и развивает интерес к технологиям. То есть он начинает критически мыслить, анализировать информацию, чётко формулировать пожелания и оценивать полученный результат. Такие навыки помогут ребёнку в любом возрасте и при любой профессии.
Как рассказывать понятно о нейросетях?
Не используйте сложную терминологию. И это правило касается детей любого возраста. Привычные в IT-мире слова «итерация», «генеративные технологии», «токены» — шум для детских ушей. Не нужно вдаваться в подробности, объясняйте общий принцип работы. Дайте понять, что нейросеть похожа на нас: она также может думать, сопоставлять, наблюдать, давать ответы на вопросы и делать выводы. Она также, как и ты, учится. Два года назад её можно было назвать цифровым ребёнком, сегодня она — смышлёный цифровой подросток.
На наглядных примерах.Попросите ребёнка вспомнить сходства и отличия, например, волка и орла: у обоих животных есть лапы, хвост. Но у одного — перья, клюв и крылья; у другого — шерсть и клыки. То есть мы сразу в голове представляем картинку и соотносим одну с другой по разным признакам. Точно так же, только на основе множества данных (медведь — это не собака, хотя c шерстью; орел — не павлин, хотя с перьями и хвостом; оба они хищники и могут жить в одной и той же местности), соотносит между собой информацию нейросеть. Она учится, комбинируя пары и подбирая верный результат.
Читайте дополнительно. Если чувствуете, что вашей экспертизы не хватает, посмотрите сначала сами видео-ролики научно-популярного характера, такие есть на сайте «ПостНаука», изучите конспекты открытого «Урока цифры» или видео Обрсоюза Если ребёнку не терпится попробовать пообщаться с нейросетью самому, предложите поиграть в “Quick!Draw!” от Google на русском языке: нужно нарисовать любую картинку, а нейросеть будет угадывать, что изображено на детском рисунке. Эта игра нравится ребятам любого возраста.
Не пытайтесь объяснять необъяснимое. В погоне за желанием быть лучшим примером для ребёнка, мы периодически скатываемся в сложные пространные рассуждения. Они только губят интерес и заставляют отказываться от дальнейших расспросов. На этапе знакомства важно поддержать любопытство и интерес, расширить кругозор, побудить самому позднее изучить более сложные понятия. Не старайтесь торопить события. Задайте вопрос: « Что ещё могла бы выполнить нейросеть?» — ребёнок сразу включится в игру и начнёт представлять разные ситуации.Такой процесс разовьёт творческие способности и побудит ребёнка критически мыслить, не вдаваясь в сложную терминологию разработчиков.
Обращайтесь за помощью. Если вы чувствуете, что ребёнок уже к 10–12 годам хочет сам программировать что-то простое, создавать чат-боты или быть цифровым художником, задумайтесь о курсах по нейросетям. Разные онлайн-школы открывают длинные и короткие программы обучения для ребят от 10 лет. В их числе курс «НейроTeen», где дети освоят сразу визуальные и текстовые нейросети через формат коротких видео и с поддержкой кураторов. Cреди альтернатив есть программы от Айтигенио и Progkids. Все курсы предполагают изучение теории и практики, создание собственных проектов и дают прикладные знания, которые потом легко применить в учёбе и жизни.
Расскажите о первом заработке. Если ребёнку уже 12–14 лет, расскажите ему, как можно заработать карманные деньги на написании чат-бота, дизайне презентации или создании простого сайта. Очень многих ребят такая финансовая мотивация подстегнёт к изучению нейросетей, потому что им важно чувствовать свою значимость и самостоятельность. Особенно если в дружеской среде важно быть «продвинутым» и независимым от родителей.
Закон разрешает работать ребятам с 14 лет на маркетплейсах услуг или фриланс-биржах, после получения паспорт. И если начать осваивать нейросети и зерокодинг в 10–12 лет, то через пару лет ребята соберут целое портфолио домашних проектов и смогут выставить его на онлайн-бирже услуг.
Какие профессии будущего связаны с нейросетями?
Уже сегодня есть высокий спрос на промпт-инженеров, которые не просто формируют грамотные запросы в нейросети, но и создают нейро-помощников для разных задач. Сегодня такие специалисты — на вес золота. Их приглашают лучшие IT-компании и платят более 100 тысяч рублей на старте.
Востребованными остаются авторы образовательных курсов по нейросетям и преподаватели по ИИ. Они формируют индивидуальную траекторию развития ребёнка, опираясь на его интересы и потребности. У тех ребят, кто уже сейчас предпринимает первые шаги в изучении нейросетей, есть высокий шанс встать у руля этой профессии.
Дизайнер виртуальных миров — тот, кто создаёт метавселенные и игровые миры. Для такой работы точно пригодятся умения работать с нейросетями в сочетании с базовыми языками программирования.
Специалист по кибербезопастности или медиаполицейский cможет предотвращать хакерские аттаки, киберпреступления и создаст новые инструменты для борьбы с мошенниками с помощью решений искусственного интеллекта.
Экологический дизайнер будет разрабатывать технологии для защиты окружающей среды. Ему точно понадобятся нейросети для прогнозирования и анализа природных территорий, погодных условий и изменений климата.
3D-дизайнер будет создавать цифровых аватаров. Глубинное знание визуальных нейросетей для таких специалистов крайне необходимо.
Роевый художник создает световое, музыкальное и пиротехническое шоу как технический инженер. Для того, чтобы каждый элемент – свет, звук,полет дронов, виеопроекция — работали слаженно, требуется базовое знание программного кода под контролем такого специалиста. Он задает команды нейросети и, таким образом, получает интересный творческий продукт.
Это лишь несколько профессий, в которых ваш ребёнок может развиваться уже через 5—10 лет. Поэтому хочу в завершение напомнить: если в 2024 году ни вы, ни ваш ребёнок ещё не используете нейросети — cамое время это менять.