Что делать родителям, когда им кажется, что у ребёнка СДВГ? К кому обратиться за точным диагнозом и и как воспитывать активного ребёнка рассказываем в этой статье.
В последние годы СДВГ диагностируют каждому третьему обратившемуся за помощью ребёнку. О своём подозрении на этот синдром могут высказаться воспитатель детского сада, учитель в начальной школе, соседка по подъезду и мамочки на детской площадке, но прислушаться стоит только к мнению компетентного специалиста. Дифференцированная диагностика — это начало пути к коррекции нейроотличий и решению множества задач, стоящих перед родителями непохожего на других ребёнка.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте, то есть заболевание нервно-психической сферы.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности включают в себя трудности с концентрацией внимания, гиперактивность и неспособность контролировать импульсивность. Также синдром может сопровождаться проблемами с координацией движений и мелкой моторикой, а также поведенческими нарушениями.
С точки зрения нейропсихологии синдром дефицита внимания и гиперактивности связан с незрелостью отдельных зон головного мозга и недостаточной сформированностью управляющих функций.
Диагноз «СДВГ» ставит врач (детский психиатр или невролог), применяя строго определённые критерии оценки. Симптомы, чтобы считаться диагностическими, должны быть длительны и стабильны и выявляться в более чем одной ситуации.
Как подготовиться к приёму
Обязательно расскажите врачу обо всём, что вас беспокоит! «Нежелательное» поведение и другие проявления синдрома могут служить внешними признаками состояний, требующих иных подходов к лечению, поэтому для постановки правильного диагноза врачу необходимо собрать максимально подробный анамнез.
Безусловно, родителям необходимо доверять специалистам, но при этом важно проявлять осознанную информированность и развитое критическое мышление. Даже самый опытный врач видит вашего ребёнка всего лишь несколько минут и только в ситуации приёма, а родители наблюдают за поведением ребёнка с рождения. Чтобы на приёме родители смогли подробнее рассказать об особенностях поведения ребёнка, его эмоционально волевых характеристиках, необходимо подготовиться.
Понаблюдайте, как ведёт себя ребёнок в разное время, с разными людьми и в разных местах. Выделите особенности, зафиксируйте то, что мешает, вспомните и расскажите специалисту, когда появилось нежелательное поведение, как часто бывают яркие всплески и чем они обычно бывают спровоцированы. Выполнение этих несложных, но важных рекомендаций поможет избежать не только гипердиагностики, но и, возможно, позволит выяснить истинные причины проблемы.
Также стоит поговорить с воспитателями или учителя, узнать у них о поведении ребёнка в тех ситуациях, когда он не с вами и вы его не видите.
Когда проводится диагностика
Говорить о диагностике СДВГ можно только с 4–5 лет.
Насторожить должны не только проблемы в поведении ребёнка (учебная неуспеваемость, невнимательность и так далее), но и несоответствие возрастным нормам развития памяти, внимания, способности концентрироваться, непроходящая забывчивость и рассеянность. Понаблюдайте, как ребёнок-дошкольник играет, может ли он следовать правилам и инструкциям, умеет ли проигрывать, есть ли периоды немотивированной активности.
Для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью характерны три составляющие:
- Невнимательность,
- Импульсивность,
- Гиперактивность.
Однако все эти характеристики можно отнести ко многим детям, развивающимся по возрастным нормам и активно познающим жизнь.
В чём же отличие?
Следует учитывать, что для постановки диагноза поведенческие и ментальные сложности должны присутствовать у ребёнка всегда. Если ребёнок хорошо ведёт себя с папой, а с бабушкой «вдруг» становится неуправляемым, речь скорее всего может идти не о диагнозе, а о не выстроенных детско-родительских отношениях. В случае с СДВГ симптоматические проявления носят стойкий характер, продолжительны и не соответствуют возрастным нормам и обстоятельствам. Например, отказ засыпать в положенное время в условиях соблюдения режима может насторожить, а нежелание засыпать после весёлого и шумного детского праздника вполне оправдано незрелостью механизмов торможения. Ребёнок с СДВГ в любых условиях ведёт себя одинаково — не может контролировать себя: невнимателен, чрезмерно подвижен, не может дослушать вопрос, не всегда воспринимает обращённую речь и так далее. Носитель синдрома не способен сосредоточится на деталях, слабо реагирует на обращения, избегает заданий, требующих длительного напряжения, легко отвлекается, постоянно всё забывает.
Активный ребёнок много двигается и готов принимать участие во всех активностях, потому что у него есть на это силы и познавательный интерес. Гиперактивный — подвижен без видимой цели, на него не действуют уговоры, он просто не может контролировать своё поведение. Во время выполнения задания такой ребёнок может встать, чтобы заняться другим делом, и так же быстро потерять к нему интерес, если появятся отвлекающие факторы.
Ещё одной яркой отличительной чертой гиперактивного ребёнка является речь. Возраст «почемучек» протекает у них иначе, чем у других детей. Гиперактивный ребёнок говорит много, недослушивает, перебивает, задаёт вопросы, но не ждёт на них ответа.
Следует учитывать, что импульсивность, вспыльчивость, плаксивость могут возникать под действием порыва или по причине сверхопекающего воспитания. В этом случае проявления не являются основанием для диагностики синдрома.
Дифференцированная диагностика является ключевым фактором в понимании и поддержке детей с нейроотличиями. Только специалист может определить, является ли ребёнок носителем синдрома или же он просто активный и любознательный малыш, информированное внимание родителей при этом — необходимое условие благополучия ребёнка.