Что такое информационная безопасность, и с какого возраста знакомить с ней ребёнка

автор Виктория Савельева

Как уберечь ребёнка от неприемлемого контента, защитить его данные и обезопасить от незнакомцев в сети? Сегодня мы расскажем про информационную безопасность в сети: что это такое, и в каком возрасте о ней говорить.

Александра Марак
Автор: Александра Марак

«Ма-а-ам, дай пасет!», — кричит моя трёхлетка. Слово «планшет» она произносит неправильно, но уже является уверенным пользователем видеохостинга. 

Когда мы, подростки 2000-х, переписывались в аське и открывали для себя соцсети, не было такого понятия, как кибербезопасность (или мы о ней мало знали). Сейчас каждый второй ребёнок имеет свой планшет или телефон, и мы подошли к той точке, когда знания по информационной безопасности в сети являются обязательными для любого ребёнка, а уж тем более — для взрослого. 


Понятие кибербезопасности многогранно, оно включает в себя защиту:

• от вирусов и хакеров (например, когда на устройство «подселяют» вирус);
• от кибербуллинга (травля в соцсетях, которая влияет на психику ребёнка);
• от кражи личных данных (когда крадут фио, адрес, аккаунт и пр.);
• от неприемлемого контента (вредоносный контент, содержащий насилие, или неподходящий по возрасту);
• от финансовых потерь;
• физической безопасности.

Кроме технических навыков, которыми должен обладать пользователь Интернета, понятие цифровой грамотности включает в себя ещё гибкие навыки: ребёнок или подросток должен уметь распознавать подозрительных собеседников, быть внимательным и обращаться к родителям в непонятном случае, связанным с поведением в сети.

Представьте: ребёнку-подростку приходит странное письмо со ссылкой — откроет ли он её, посоветуется с вами или сразу удалит? Это зависит от знаний по кибербезопасности и того, какая договорённость есть в семье.

Что такое информационная безопасность, и с какого возраста знакомить с ней ребёнка

С какого возраста начать

Для разговоров о безопасности в сети с ребёнком нет определённых возрастных норм: по мере того, как он расширяет зону пользования техническими средствами, должно быть бо́льшее информирование. Однако начинать разговоры в подростковом возрасте поздно: вы можете столкнуться с сопротивлением, саботажем и обесцениванием опасностей.

Ответственность за ребёнка и его действия в сети всегда лежит на родителе, и то, какие навыки он привьёт ребёнку, какие защитные программы установит на гаджеты и какие действия предпримет, влияет на ту самую безопасность.

Ольга Бочкова, эксперт по безопасности, психолог и педагог, обращает внимание на необходимость программ родительского контроля:

«Говорить с ребёнком нужно с того возраста, когда он начинает не просто смотреть мультфильмы в сети, а активно там себя вести: общаться в мессенджерах, играть или знакомиться в играх. Нужно понимать: если у гаджета есть выход в интернет, значит нужно ставить какие-то программы, которые могут его обезопасить».

Что такое информационная безопасность, и с какого возраста знакомить с ней ребёнка
Ольга Бочкова

Разный возраст — разные особенности

Читайте также:  Гендерные стереотипы воспитания девочек и мальчиков: как найти баланс?

2–4 года: осваиваемся в цифровом пространстве
С раннего возраста родители дают ребёнку возможность осваиваться в цифровом пространстве. Важно стараться делать это под своим присмотром.

Самое простое, чему мы можем научить малыша, когда родитель отвлёкся — это оценивать контент. Вместо привычных «Малышариков» на экране появилось что-то непривычное или пугающее? Сообщи маме, она «вернёт» мультфильм на место.
Также важно донести до деток, что разные ссылки и стрелочки, которые предлагается нажать в гаджете, лучше не трогать без разрешения взрослых.

Если нет возможности быть рядом с ребёнком во время просмотра мультфильмов, можно установить программу родительского контроля. В наше время есть из чего выбрать.
Уже в возрасте 2–4 лет нужно обозначить границы времени, которое ребёнок проведёт у цифрового устройства. Например, 20 минут после обеда. Даже если малыш ещё не чувствует временные границы, это выработает дисциплину, защитит от перевозбуждения и даже предотвратит истерики в некоторых случаях. Когда ребёнок будет становиться старше, эти правила могут меняться.

5–7 лет: начинаем обучать цифровой грамотности
5–7 лет — возраст, который хорошо подходит для обучения ребёнка цифровой грамотности. В 7 лет ребёнок уже часто играет в онлайн-игры, может переписываться в них, поэтому важно уметь фильтровать информацию, устанавливать личные границы и вежливо общаться.
Главное правило, которое должно быть донесено, — не разглашать личную информацию, а также знание о том, что относится к ней: фамилия и имя, номер телефона, номер садика или школы, в которой обучается ребёнок и пр.

Технический минимум, который должен быть на компьютере в это время, — система родительского контроля и настройка фильтров по возрасту. Вместе с малышом важно составить список ресурсов, которыми он будет пользоваться, остальные запретить к использованию.

Именно в 5–7 лет ребёнок может нажать на всплывающие сообщения в ваших мессенджерах, поэтому выключите их.

8–11 лет: разговариваем о контенте
8–11 лет — это последняя граница возраста, когда мы можем объяснить, какая информация является личной и почему её нельзя выкладывать в сеть. Лучше, если навык будет сформирован до этого возраста.

А пока мы ещё не получили колючего подростка, можно чаще обсуждать тот контент, который нравится ребёнку: мультсериал, игру или какое-то сообщество. При разговоре о контенте можно затронуть и вопрос тех опасностей, которые скрываются в интернете.

Попросить ребёнка говорить о неловких или непривычных ситуациях, произошедших в сети, — это нормально, даже необходимо. Также родитель должен попросить пароль от соцсети или электронной почты. Если грамотно объяснить ребёнку, для чего это необходимо, он согласится.

Для цифрового просвещения можно использовать один из любимых видов контента — мультфильмы. Например, в новом сезоне проекта «Цифровой ликбез» от Авито Ряпушка Варя, её сестра Полина и Налим Максим узнают, как выбирать надёжных продавцов и товары, безопасно общаться, оформлять доставку. Полезные мультфильмы об основах цифровой гигиены лучше смотреть вместе с ребёнком, чтобы разъяснить сложные термины. 

Читайте также:  Почему дошкольникам необходимо знать о нейросетях?
Что такое информационная безопасность, и с какого возраста знакомить с ней ребёнка

Мы рекомендуем ознакомиться и с другими сезонами «Цифрового ликбеза»: там крупнейшие российские ИТ-компании — «Сбер», VK, «Лаборатория Касперского» — делятся секретами кибербезопасности в интересной детям форме. 

Ещё одним способом для обучения детей цифровой безопасности будет обучающая игра на телефоне, что тоже привычно для них и не вызовет отторжения. 

12–18 лет: доверительные отношения и общение на равных
Подростковый возраст — тяжёлое испытание и для родителя, и для ребёнка. Нужно понимать, что юноши или девушки много времени проводят в соцсетях — возраст этого требует (хочется больше общаться, но часто стеснение в офлайне мешает проявляться).

В это время базовые навыки по кибербезопасности должны быть сформированы, а порой получается наоборот: уже дети учат нас тому, что такое фейк или двухфакторная идентификация.
Хорошим способом получения знаний об информационной безопасности могут быть игры: здесь дети в привычной форме борются с киберзлодеями, с которыми могут встретиться в сети. Игра «Стражи Авито» подходит для любого возраста: для трёх возрастных групп (дети, подростки, взрослые) созданы разные сценарии. Она знакомит с передовыми технологиями, рассказывает, какие инструменты использовать, чтобы сберечь свои данные, безопасно продавать и покупать в Интернете. 

Что такое информационная безопасность, и с какого возраста знакомить с ней ребёнка

Игры, как инструмент получения знаний о кибербезопасности, полностью адаптированы под интересы детей, через развлечение они учат подростков важным вещам. 
А в «Стражах Авито», кроме знаний о кибербезопасности, пользователи могут получить полезные промокоды в подарок.

С тинейджером в теме цифровой безопасности помогут также доверительные отношения и общение на равных: можно обсуждать новости, кейсы нарушения правил безопасности, узнавать мнение подростка или даже проверять его знания.

Родительский контроль всё так же необходим на устройствах, которыми пользуется ребёнок. Инструменты фильтрации и мониторинга также помогут обезопасить его.

Помнится мне, как незнакомый школьный учитель писал в одной соцсети и просил личные данные, чтоб заполнить заявку на участие в олимпиаде. Тогда мы ещё не понимали, что делиться личной информацией в сети нужно с осторожностью. Лучше договориться, что личные данные ребёнок передаёт только с вашего согласия. 

Кроме знаний о кибербезопасности, пользователи могут получить полезные промокоды в подарок, для каждого возраста тут свой уровень, поэтому пройти игру можно всей семьёй.
Для подростков более старшего возраста, которые пользуются телефоном на протяжении всего дня, важно сразу оговорить список правил, когда гаджеты НЕ используются: во время еды, общения с семьёй, ночью и пр.

Какие моменты ещё важны:
• Донести, что лучше не организовывать личные встречи с онлайн-друзьями (либо на знакомой территории и с присутствием родителей);
• Научить общаться с незнакомцами в интернете;
• Рассказать о неэтичном поведении в интернете, буллинге, политических сообществах и агитации, угрозах или подозрительных личностях;
• Проверять историю браузера;
• Соблюдать минимальный возраст для регистрации в социальных сетях;
• Запретить публикацию и отправку фотографий без разрешения родителя;
• Отслеживать все финансовые операции, совершаемые подростком.

Почему это важно — вместо вывода

В последние годы участились трагические случаи, связанные с соцсетями, просмотром быстрых видеочелленджей, есть много сообществ, которые вызывают вопросы и опасения психологов и специалистов по безопасности. 

Информационная безопасность — страховка от каждого случая, который может повлиять на ребёнка психологически, физически или морально, поэтому сейчас идёт массовое просвещение по теме: создаются курсы, специальные уроки, классные часы и мероприятия, приложения и мультфильмы. 

Первая инстанция в обсуждении этой темы — ответственный родитель. Именно от взрослых зависит, поделится ли с ними ребёнок, столкнувшийся с непонятной ему ситуацией, или подросток, ведущий переписку с незнакомым человеком. Игра, мультфильм по теме или небольшой диалог — это то, с чего можно начать. Удачи!

2

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее