Как повседневные дела помогают детям развить гибкие навыки

автор Виктория Савельева

В этой статье мы поговорим о том, как правильно развить гибкие навыки — soft skills — у детей и для чего это нужно делать.

Как повседневные дела помогают детям развить гибкие навыки
Автор: Ирина Белобородова, детский психолог и эксперт Плюс Детям

По данным исследования, большинство родителей считают, что развитие самостоятельности, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта у дошкольников важнее даже чтения и письма.

«Я рекомендую уделять внимание развитию гибких навыков с трёх лет. Для этого достаточно обсуждать с ребёнком происходящее в его жизни, участвовать в ролевых играх, поощрять самостоятельность и давать простор для творчества. Всё это поможет ему научиться искать нестандартные решения, договариваться с окружающими и ухаживать за собой», — Ирина Белобородова.

Как повседневные дела помогают детям развить гибкие навыки

Креативность: рисовать и придумывать истории

77 % участников опроса родителей назвали рисование любимым занятием дошкольников. С его помощью дети самовыражаются, развивают гибкие навыки и мелкую моторику. «В отличие от взрослых, ребёнок творит не ради конечного результата, а ради самого процесса. Ведь это так здорово — наблюдать за тем, как ты меняешь мир вокруг себя. Границы придают действиям академичности, совсем не нужной в дошкольном возрасте», — комментирует нейропсихолог Александра Ковалевская.

Прокачать креативность помогают словесные игры, благодаря которым можно скоротать долгую дорогу или ожидание в очереди. Например, предложить ребёнку придумать необычное применение ручки, ложки, листа бумаги. Или вместе сочинить историю с его любимыми персонажами: как, по его мнению, поступят Коржик, Карамелька и Компот, оказавшись в пустыне или джунглях.

Вклад в развитие творческого потенциала вносит и знакомство с новым: путешествия, походы, мастер-классы. Кроме того, Ирина Белобородова напоминает, что ребёнку важно и поскучать. «У детей должно быть время на продуктивную скуку, когда они продумывают свой досуг самостоятельно. Это их пространство для творчества, когда они не ждут инструкций от взрослых и не боятся проявить инициативу», — комментирует эксперт.

Самостоятельность: убрать игрушки и выбрать одежду

Как только дети осознают своё «Я», они стараются делать всё самостоятельно. Для родителя это не самый приятный опыт: в этот период сборы на прогулку или поход в магазин занимают больше времени. Зато ребёнок получает необходимый жизненный опыт.
 
Потребность в самостоятельности важно поддерживать: позволять дошкольнику пробовать новое, принимать решения, совершать ошибки. Так родитель показывает, что слышит и учитывает его мнение. Кроме того, это помогает развить навык самообслуживания.

Например, дошкольник может убирать игрушки в своей комнате, поливать цветы, кормить или выбирать одежду в детский сад и на прогулку.

Можно обсудить с ребёнком сферы, за которые он отвечает, и предложить ему систему проверки. Пусть это будет красочное расписание, в котором звёздочками отмечены дни, когда он справлялся с заданием. Когда он наберёт нужное количество звёздочек, его должна ожидать награда — небольшой подарок или интересное мероприятие.

Читайте также:  Нескучная классика для детей: почему Чайковский понравится любому

Коммуникативные навыки: выходить из конфликтов и договариваться

Ребёнок учится общаться на своём опыте, а ещё наблюдает за близкими взрослыми и копирует их поведение. Так он осваивает правила вежливости, видит споры, конфликты и варианты примирения.

Споры — неотъемлемая часть коммуникации. Они помогают дошкольнику выдерживать чужие эмоции и отстаивать свои интересы. Но для этого рядом должен быть взрослый, который поможет разобраться с ситуацией и сложными чувствами. Ссоры и примирения полезно разыгрывать в виде сценок с игрушками. А совместный просмотр фильма может завершиться обсуждением конфликта персонажей, их поступков и мотивов.

Другой важный навык — умение договариваться: высказывать своё мнение, слышать других, находить компромиссы. Это пригодится в играх с друзьями и во время работы в команде. Научиться этому тоже можно в семье. Например, вместе обсуждать меню, выбирать место для прогулки или мастерить подарок для бабушки. А ещё родитель может устанавливать строгие правила, которые нужно соблюдать: убирать одежду перед сном, мыть руки перед едой.

Принятые правила должны соблюдать все члены семьи, чтобы ребёнок видел, как это работает. Например, если дома запрещено разбрасывать фантики от конфет, доносить их до мусорного ведра должны все жители квартиры.

Эмоциональный интеллект: называть и обсуждать эмоции

Ребёнок испытывает большой диапазон чувств, но не знает, как правильно их выражать и проживать. Задача родителя — дать им названия, объяснить значение и рассказать, что с ними делать. При этом важно не разделять эмоции на хорошие и плохие. Более того, нельзя требовать от дошкольника эмпатии и эмоционального самоконтроля — он не готов к этому физиологически.

Говорить с детьми об эмоциях нужно с раннего возраста. Для начала достаточно проговаривать свои чувства, поясняя их причину: «Ты нарисовал красивую картинку — я рада, мы опаздываем к врачу — я беспокоюсь». То же самое касается состояния ребёнка: «Ты плачешь, потому что больно ударился, злишься, потому что ты не получил игрушку, которую так хотел».
Развивать эмоциональный интеллект можно с помощью игр. Например, предложить ребёнку угадать эмоции по выражению лица, голосу, движениям, либо попросить его выразить их самостоятельно. А ещё злость, радость и грусть можно нарисовать.

Обсуждать можно не только свои чувства, но и переживания различных персонажей. Психологические сказки можно найти в приложении «Сказбука». Герои коротких историй проживают различные эмоции и подробно описывают их. Такие сказки расширяют эмоциональный репертуар ребёнка. После можно обсудить услышанное либо разыграть сюжет с игрушками. Пусть дошкольник соединится с героями, подумает, как он бы повёл себя в описанной ситуации.

Читайте также:  Ранний секспросвет: «за» и «против»

Адаптивность: ошибаться и проигрывать

Дошкольникам важно быть лучше всех. По этой причине любая неудача или проигрыш воспринимаются как трагедия. Первая реакция родителей в этой ситуации — помочь и сделать всё самому. Но вместо этого лучше обсудить трудности и найти способ их преодолеть.

Так ребёнок учится справляться сам: принимать и проживать негативные эмоции и планировать дальнейшие действия. По данным исследования университета Джорджии, проведённого в 2022 году, адекватный уровень стресса полезен для развития личности. Благодаря ему дошкольник привыкает выдерживать неприятные чувства, доводить дело до конца и верить в свои силы.

Родители могут поделиться с ним историями собственных провалов и успехов. Вдохновляющий опыт близких взрослых часто придаёт силы двигаться дальше, несмотря на временные сложности.

Справиться с фрустрацией из-за неудачи помогают настольные игры. Например, быстрые партии в шашки или дубль, которые можно разыграть за 10–15 минут. Так ребёнок успевает выиграть и проиграть несколько раз за вечер, а значит, привыкает, что результат игры может быть разным.

Если дошкольник тяжело переживает проигрыш, можно предложить ему пазлы и логические головоломки, где его успех не будет зависеть от поражения других. Это укрепит его веру в себя и подготовит к соревновательным играм.

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее