Детская дружба — это сложный и многогранный процесс, который часто вызывает вопросы у родителей. Насколько нормально, что в детских отношениях присутствует абьюз? Как гаджеты влияют на способность детей заводить друзей? На эти вопросы отвечает известный детский психолог Катерина Мурашова.
Детская дружба и абьюз: норма или проблема?
Катерина Мурашова отмечает, что детская дружба в своей основе часто бывает абьюзивной. Это связано с тем, что дети только учатся взаимодействовать друг с другом, искать своё место в коллективе и выстраивать отношения. Конфликты, обиды, манипуляции — всё это часть процесса социализации.
«Детская дружба в принципе сама по себе в своей основе абьюзивная, и это нормально. К этому нужно спокойно относиться», — говорит психолог. Однако это не значит, что родители должны игнорировать чувства своих детей. Напротив, важно поддерживать ребёнка, учить его правильно реагировать на сложные ситуации и помогать находить выход из конфликтов.

Мурашова подчёркивает, что если детям дают возможность самостоятельно разбираться в своих отношениях, к 13–14 годам они обычно осваивают навыки коммуникации и конфликтологии. Однако если родители вмешиваются и «спасают» ребёнка от трудностей, он может остаться беспомощным перед аналогичными ситуациями во взрослой жизни.
«Если ребёнка постоянно ограждают от конфликтов, он не учится справляться с ними. В итоге, даже получив хорошее образование, он может оказаться не готов к реалиям взрослой жизни, где подобные ситуации — обычное дело», — объясняет психолог.
Гаджеты и дружба: как технологии влияют на общение?
Современные дети растут в мире, где гаджеты стали неотъемлемой частью жизни. Мурашова приводит пример из своего эксперимента, который она провела 10 лет назад. Детям предложили провести 8 часов без электронных устройств и общения. Из 68 участников только трое справились с задачей. Во втором эксперименте, где дети могли общаться с одним выбранным человеком, результаты были лучше, но всё равно лишь 13 из 49 участников довели эксперимент до конца.
Психолог подробно писала о результатах: «Девять из них были младшими подростками (от 11 до 13 лет), которые выбрали себе в партнёры на эти восемь часов одного из родителей. Они либо вместе строили что-то на даче, либо ходили на прогулку — в лес, на озеро, либо вдвоём гуляли по городу. Одна девочка с отцом просто все эти восемь часов ехали в машине по Мурманскому шоссе и разговаривали». Подростки постарше провели это время со своими парнями и девушками или друзьями, которых они давно не видели: за активным общением эти восемь часов без гаджетов пролетели незаметно.
Но большинство участников эксперимента действительно не справились: кого-то всё время привлекали «отложенные в дальний угол перед началом эксперимента гаджеты, как толкиеновское Кольцо Всевластия». Кто-то попросту не знал, как проводить время со своими друзьями и партнёрами без телефонов и планшетов, так как «их обычное совместное времяпрепровождение в значительной степени состоит из совместного просматривания каких-то интернет-приколов, слушания музыки, компьютерных игр или просмотра кинофильмов». Кто-то без постоянного фонового шума и вовсе начал испытывать «неврологические симптомы» вроде звона в ушах.
Катерина Мурашова в колонке Сноба 18 августа 2014 г
«Современные дети привыкли к опосредованному общению через гаджеты. Им сложно провести несколько часов в живом разговоре, не отвлекаясь на телефон», — отмечает психолог. Она подчёркивает, что для многих подростков общение в соцсетях, обмен мемами и совместный просмотр контента — это и есть дружба.
Однако Мурашова не считает, что гаджеты — это абсолютное зло. «Гаджетозависимость бывает, но не у всех. Если ребёнок проводит время в телефоне, но при этом успевает учиться, общаться и заниматься другими делами, это не повод для паники», — говорит она. Проблема возникает, когда гаджеты становятся единственным способом «убежать» от реальности, особенно если ребёнок чувствует себя некомфортно в своей повседневной жизни.
Как помочь ребёнку научиться дружить?
Мурашова советует родителям не ограждать детей от трудностей, а помогать им находить решения. Например, если ребёнок столкнулся с конфликтом в школе, важно обсудить с ним возможные варианты действий: как выстроить отношения, как найти компромисс или как дистанцироваться от токсичных людей.
«Дети должны учиться справляться с трудностями. Если они этого не делают в детстве, им будет сложно во взрослой жизни», — подчёркивает психолог.
Что касается гаджетов, Мурашова призывает родителей не демонизировать их, а искать баланс. «Гаджеты — это часть современной жизни. Важно, чтобы ребёнок умел использовать их с пользой, но при этом не терял навыков живого общения», — говорит она.

Детская дружба — это процесс, полный взлётов и падений. Абьюз в отношениях, хотя и неприятен, часто является частью взросления. Задача родителей — не ограждать ребёнка от всех трудностей, а помогать ему учиться справляться с ними. Гаджеты, в свою очередь, — это не враг, а инструмент, который может как помочь, так и навредить.
Главное — научить детей использовать их с умом и не забывать о важности живого общения.«Мы должны информировать детей и помогать им находить баланс между виртуальным и реальным миром. Но окончательный выбор всегда остаётся за ними», — заключает Катерина Мурашова.