Почему дети чаще болеют в детском саду и школе: есть ли повод для паники и как помочь ребёнку?

автор Виктория Савельева

Дети, которые начинают посещать детский коллектив, болеют чаще, чем дома. По статистике, среднестатистический здоровый ребёнок может переносить ОРВИ 6–8 раз в год, и это считается нормой для дошкольников. Школьники болеют реже — 2–4 раза в год, как и взрослые. 

Почему дети чаще болеют в детском саду и школе: есть ли повод для паники и как помочь ребёнку?
Автор: Виктория Келасова

В статье рассказали, с чем связаны частые болезни детей в образовательных учреждениях и почему ситуация «Неделю ходим, две на больничном» в этот период абсолютно нормальна. Вы узнаете, когда беспокойство оправдано и как помочь ребёнку адаптироваться к жизни в детском коллективе с гуляющими в нём вирусами и бактериями. 

Что такое приобретённый иммунитет и как он работает?  

Научно доказано, что наша иммунная система формируется как до нашего рождения, образуя врождённый иммунитет, так и в первые годы жизни, когда мы впервые сталкиваемся с болезнями. 

Приобретённый иммунитет — это главная защита организма от повторных инфекций. Клетки приобретённого иммунитета умеют не только уничтожать болезнетворные вирусы и микробы, но и запоминают белки, из которых состоят их оболочки и клеточные стенки, чтобы эффективнее бороться с болезнями при новых встречах с ними.То есть только встречаясь с вирусами и бактериями, клетки иммунитета учатся с ними бороться. И чем чаще такие столкновения, тем сильнее становится иммунная система, и тем легче ей отражать атаки на организм. 

Повышение заболеваемости в период посещения детского сада и начальной школы — естественный процесс, связанный с формированием приобретённого иммунитета и адаптацией к новым условиям. Образовательные учреждения становятся своеобразным тренажёрным залом для того, чтобы иммунные клетки научились распознавать и побеждать болезни. Для этого в школах и садах есть все условия: концентрация не всегда здоровых детей в замкнутом пространстве и повышенный уровень стресса, особенно у малышей, которые только начали посещать группы. 

3 главные причины высокой заболеваемости в детских садах и школах  

Несовершенство иммунной системы. То, о чём мы говорили выше, и есть одна из главных причин частых болезней. Иммунитет ребёнка — это не врожденная «суперспособность», а сложная система, которая формируется постепенно, встречаясь с различными патогенами. У детей до 6–7 лет иммунная система только учится распознавать и эффективно отражать атаки вирусов и бактерий. Отсюда и частые болезни.

Читайте также:  Как завершить гв? Топ правил от эксперта по грудному вскармливанию Вики Верт

Особенности детской гигиены (или её отсутствие). Дети дошкольного возраста ещё не обладают устойчивыми гигиеническими навыками:

  • часто забывают мыть руки после туалета и перед едой;
  • берут в рот игрушки, карандаши, собственные пальцы;
  • тесно контактируют друг с другом во время игр;
  • пользуются общими предметами (игрушками, канцелярскими принадлежностями).
Почему дети чаще болеют в детском саду и школе: есть ли повод для паники и как помочь ребёнку?

В школе ситуация немного лучше, но не идеальна — дети всё равно реже моют руки, чем взрослые, и чаще трогают лицо, что облегчает проникновение инфекции. .

«Идеальные» условия для распространения инфекций. Вирусы ОРВИ передаются воздушно-капельным путём (при разговоре, кашле, чихании) и контактно-бытовым (через руки, игрушки, поверхности). В таких условиях один заболевший ребёнок может быстро заразить многих вокруг. Детские учреждения создают практически идеальные условия для циркуляции возбудителей:

  • большое количество детей в ограниченном пространстве;
  • сухой воздух в помещениях (особенно в отопительный сезон);
  • не всегда достаточное проветривание;
  • сложности с изоляцией заболевших на ранних этапах.
Почему дети чаще болеют в детском саду и школе: есть ли повод для паники и как помочь ребёнку?

Когда нужно беспокоиться?

Задача родителей в период формирования приобретённого иммунитета — не допустить осложнений. Если индивидуальные особенности (наследственность, анатомическое строение органов) ведут к предрасположенности к хроническим заболеваниям, нужно уделить особое внимание течению болезни и не допустить их развитие. Например, частые отиты — повод не игнорировать посещение ЛОР-врача в профилактических целях. 

Поводом насторожиться и посетить врача-иммунолога будут такие признаки:

  • Каждая простуда заканчивается осложнениями (отиты, бронхиты, пневмонии).
  • Болезни протекают тяжело, с очень высокой температурой, требуют госпитализации.
  • Ребёнок плохо набирает вес, отстаёт в физическом или нервно-психическом развитии.
  • Присоединяются необычные симптомы: грибковые поражения, длительная диарея, сыпи.
Почему дети чаще болеют в детском саду и школе: есть ли повод для паники и как помочь ребёнку?

У педиатров распространена шкала, по которой ребёнка относят к часто болеющим:

  • в возрасте до года — болезнь четыре и более раза в год;
  • в 1 – 3 года — болезнь шесть и более раз в год;
  • в 4 – 5 лет — болезнь пять и более раз в год;
  • старше 5 лет — болезнь четыре и более раз в год.

И даже часто болеющий ребёнок может нормально расти и развиваться, если ему обеспечено адекватное лечение и созданы благоприятные условия.

Как помочь ребёнку: эффективные меры профилактики

Гигиена — наше всё. Стоит как можно раньше научить ребёнка: тщательно мыть руки с мылом (не менее 30 секунд) после туалета, перед едой, после прогулки,

не брать в рот пальцы, игрушки, карандаши, пользоваться только своими предметами гигиены (носовой платок, полотенце).

Для маленьких детей можно превратить мытье рук в игру — петь песенку или считать до 20–30, чтобы процесс был достаточно длительным. Можно купить песочные часы и придумать правило — моем руки, пока сыпется песочек.

Здоровый образ жизни — основа крепкого иммунитета. Соблюдение этих базовых принципов поддержит иммунитет и поможет снизить заболеваемость:

Правильное питание: разнообразный рацион с достаточным количеством овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, качественных белков.

Режим дня: достаточный сон (не менее 10 часов для дошкольников, 8–9 — для школьников), чередование нагрузок и отдыха.

Физическая активность: ежедневные прогулки, подвижные игры, занятия спортом.

Закаливание: не кутать ребёнка, регулярные проветривания, обтирания прохладной водой, хождение босиком дома.

Психологический аспект: как не сойти с ума от бесконечных больничных?

Частые болезни ребёнка — серьёзное испытание для родителей. Вот несколько советов, как сохранить спокойствие:

Примите как факт — первые 6–12 месяцев в новом коллективе — период адаптации, и частые болезни в это время нормальны.

Ищите плюсы — каждая перенесённая болезнь — это «тренировка» для иммунной системы ребёнка. Доказано, что дети, посещавшие детский сад, в начальной школе болеют реже «домашних» сверстников.

Организуйте помощь — если возможно, договоритесь с родственниками или няней о подстраховке на время вашей работы.

Используйте время болезни для общения — чтение книг, настольные игры, спокойные беседы укрепляют вашу связь с ребёнком.

Не вините себя вы не плохой родитель из-за того, что ребёнок болеет. Это естественный процесс становления его иммунной системы.

Вывод: паниковать не стоит, но бдительность важна

Частые болезни в детском коллективе — в большинстве случаев нормальный этап развития иммунной системы ребёнка. Однако это не значит, что нужно пускать всё на самотёк. Грамотная профилактика, своевременное лечение и внимательное отношение к здоровью ребёнка помогут пройти этот период с минимальными потерями.

Главное — помнить, что обычно к 7–8 годам ситуация улучшается: иммунная система натренирована, гигиенические навыки усвоены, и ребёнок начинает болеть значительно реже. А пока — запаситесь терпением, носовыми платками и хорошими книгами для совместного чтения на больничном!

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее