Дети, которые начинают посещать детский коллектив, болеют чаще, чем дома. По статистике, среднестатистический здоровый ребёнок может переносить ОРВИ 6–8 раз в год, и это считается нормой для дошкольников. Школьники болеют реже — 2–4 раза в год, как и взрослые.

В статье рассказали, с чем связаны частые болезни детей в образовательных учреждениях и почему ситуация «Неделю ходим, две на больничном» в этот период абсолютно нормальна. Вы узнаете, когда беспокойство оправдано и как помочь ребёнку адаптироваться к жизни в детском коллективе с гуляющими в нём вирусами и бактериями.
Что такое приобретённый иммунитет и как он работает?
Научно доказано, что наша иммунная система формируется как до нашего рождения, образуя врождённый иммунитет, так и в первые годы жизни, когда мы впервые сталкиваемся с болезнями.
Приобретённый иммунитет — это главная защита организма от повторных инфекций. Клетки приобретённого иммунитета умеют не только уничтожать болезнетворные вирусы и микробы, но и запоминают белки, из которых состоят их оболочки и клеточные стенки, чтобы эффективнее бороться с болезнями при новых встречах с ними.То есть только встречаясь с вирусами и бактериями, клетки иммунитета учатся с ними бороться. И чем чаще такие столкновения, тем сильнее становится иммунная система, и тем легче ей отражать атаки на организм.
Повышение заболеваемости в период посещения детского сада и начальной школы — естественный процесс, связанный с формированием приобретённого иммунитета и адаптацией к новым условиям. Образовательные учреждения становятся своеобразным тренажёрным залом для того, чтобы иммунные клетки научились распознавать и побеждать болезни. Для этого в школах и садах есть все условия: концентрация не всегда здоровых детей в замкнутом пространстве и повышенный уровень стресса, особенно у малышей, которые только начали посещать группы.
3 главные причины высокой заболеваемости в детских садах и школах
Несовершенство иммунной системы. То, о чём мы говорили выше, и есть одна из главных причин частых болезней. Иммунитет ребёнка — это не врожденная «суперспособность», а сложная система, которая формируется постепенно, встречаясь с различными патогенами. У детей до 6–7 лет иммунная система только учится распознавать и эффективно отражать атаки вирусов и бактерий. Отсюда и частые болезни.
Особенности детской гигиены (или её отсутствие). Дети дошкольного возраста ещё не обладают устойчивыми гигиеническими навыками:
- часто забывают мыть руки после туалета и перед едой;
- берут в рот игрушки, карандаши, собственные пальцы;
- тесно контактируют друг с другом во время игр;
- пользуются общими предметами (игрушками, канцелярскими принадлежностями).

В школе ситуация немного лучше, но не идеальна — дети всё равно реже моют руки, чем взрослые, и чаще трогают лицо, что облегчает проникновение инфекции. .
«Идеальные» условия для распространения инфекций. Вирусы ОРВИ передаются воздушно-капельным путём (при разговоре, кашле, чихании) и контактно-бытовым (через руки, игрушки, поверхности). В таких условиях один заболевший ребёнок может быстро заразить многих вокруг. Детские учреждения создают практически идеальные условия для циркуляции возбудителей:
- большое количество детей в ограниченном пространстве;
- сухой воздух в помещениях (особенно в отопительный сезон);
- не всегда достаточное проветривание;
- сложности с изоляцией заболевших на ранних этапах.

Когда нужно беспокоиться?
Задача родителей в период формирования приобретённого иммунитета — не допустить осложнений. Если индивидуальные особенности (наследственность, анатомическое строение органов) ведут к предрасположенности к хроническим заболеваниям, нужно уделить особое внимание течению болезни и не допустить их развитие. Например, частые отиты — повод не игнорировать посещение ЛОР-врача в профилактических целях.
Поводом насторожиться и посетить врача-иммунолога будут такие признаки:
- Каждая простуда заканчивается осложнениями (отиты, бронхиты, пневмонии).
- Болезни протекают тяжело, с очень высокой температурой, требуют госпитализации.
- Ребёнок плохо набирает вес, отстаёт в физическом или нервно-психическом развитии.
- Присоединяются необычные симптомы: грибковые поражения, длительная диарея, сыпи.

У педиатров распространена шкала, по которой ребёнка относят к часто болеющим:
- в возрасте до года — болезнь четыре и более раза в год;
- в 1 – 3 года — болезнь шесть и более раз в год;
- в 4 – 5 лет — болезнь пять и более раз в год;
- старше 5 лет — болезнь четыре и более раз в год.
И даже часто болеющий ребёнок может нормально расти и развиваться, если ему обеспечено адекватное лечение и созданы благоприятные условия.
Как помочь ребёнку: эффективные меры профилактики
Гигиена — наше всё. Стоит как можно раньше научить ребёнка: тщательно мыть руки с мылом (не менее 30 секунд) после туалета, перед едой, после прогулки,
не брать в рот пальцы, игрушки, карандаши, пользоваться только своими предметами гигиены (носовой платок, полотенце).
Для маленьких детей можно превратить мытье рук в игру — петь песенку или считать до 20–30, чтобы процесс был достаточно длительным. Можно купить песочные часы и придумать правило — моем руки, пока сыпется песочек.
Здоровый образ жизни — основа крепкого иммунитета. Соблюдение этих базовых принципов поддержит иммунитет и поможет снизить заболеваемость:
Правильное питание: разнообразный рацион с достаточным количеством овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, качественных белков.
Режим дня: достаточный сон (не менее 10 часов для дошкольников, 8–9 — для школьников), чередование нагрузок и отдыха.
Физическая активность: ежедневные прогулки, подвижные игры, занятия спортом.
Закаливание: не кутать ребёнка, регулярные проветривания, обтирания прохладной водой, хождение босиком дома.
Психологический аспект: как не сойти с ума от бесконечных больничных?
Частые болезни ребёнка — серьёзное испытание для родителей. Вот несколько советов, как сохранить спокойствие:
Примите как факт — первые 6–12 месяцев в новом коллективе — период адаптации, и частые болезни в это время нормальны.
Ищите плюсы — каждая перенесённая болезнь — это «тренировка» для иммунной системы ребёнка. Доказано, что дети, посещавшие детский сад, в начальной школе болеют реже «домашних» сверстников.
Организуйте помощь — если возможно, договоритесь с родственниками или няней о подстраховке на время вашей работы.
Используйте время болезни для общения — чтение книг, настольные игры, спокойные беседы укрепляют вашу связь с ребёнком.
Не вините себя — вы не плохой родитель из-за того, что ребёнок болеет. Это естественный процесс становления его иммунной системы.
Вывод: паниковать не стоит, но бдительность важна
Частые болезни в детском коллективе — в большинстве случаев нормальный этап развития иммунной системы ребёнка. Однако это не значит, что нужно пускать всё на самотёк. Грамотная профилактика, своевременное лечение и внимательное отношение к здоровью ребёнка помогут пройти этот период с минимальными потерями.
Главное — помнить, что обычно к 7–8 годам ситуация улучшается: иммунная система натренирована, гигиенические навыки усвоены, и ребёнок начинает болеть значительно реже. А пока — запаситесь терпением, носовыми платками и хорошими книгами для совместного чтения на больничном!